Диссидентское движение как феномен советского общества.

Диссидентское движение как феномен советского общества.

Малкова Наталья Викторовна

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 30 с УИОП г. Пятигорск.

Энциклопедическое понимание термину «диссидентство» трактуется как – граждане СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды, не соответствующие официальной коммунистической идеологии и практике, и подвергавшиеся за это преследованиям со стороны государства. Диссидентское движение связано с общественно-политической ситуацией реставрации, наступившей после хрущевской «оттепели».

С ослаблением политических репрессий в советском обществе происходили существенные и заметные изменения. Данные изменения стали происходить в результате необратимого процесса раскрепощения умов, зарождением элементов инакомыслия, роста неформальных политических отделений в среде творческой и научной интеллигенции.

После ХХ съезда КПСС сталинские методы подавления оппозиции стали невозможны не только по моральным соображениям, но и по политическим. В 50-е годы стали возникать дискуссии, борьба мнений в литературной, научной среде. Советское общество стало переосмысливать происходившие события в истории государства. Стремление Хрущева в борьбе за лидерство опереться на поддержку широких общественных слоев способствовало дальнейшей либерализации общества. Жесткий контроль, установленный сталинской системой над всеми общественными сферами, в новых условиях был неприемлем. Практика проработанных компаний, некомпетентного вмешательства партийных органов в творческий процесс была осуждена. Однако инерция административных методов руководства искусством была велика. В начале 1957 года несправедливой критике подвергся роман В. Дудинцева «Не хлебом единым». За публикацию за рубежом романа «Доктор Живаго», удостоенного в 1958 году Нобелевской премии в области литературы, Б.Л. Пастернак был подвергнут осуждению и травле, а в дальнейшем и вовсе был несправедливо исключен из Союза писателей СССР.

С середины 50-х годов более демократической стала система руководства культурой. Некоторые функции государственных органов были переданы общественным организациям и частично местным органам власти. В это время стала формироваться оппозиция с интеллектуально – нравственным уклоном, цензурный контроль над которой неизбежно приводил к появлению творческих людей, которые уходили в «альтернативный мир» так формировалась неподцензурная, «другая» литература: самиздат. Центральными темами стали репрессии, лагеря, сфабрикованные дела. Эти темы раскрывали в своем творчестве А. Солженицын «»Один день Ивана Денисовича», В. Шаламов «Колымские рассказы», Б. Пастернак «Доктор Живаго», «В. Гроссман «Все течет». В этих произведениях осуждался не только сталинизм, но и ленинизм. В советском

обществе стала приобретать популярность поэзия. В 1958 году был открыт памятник в Москве В. Маяковскому, у которого стали устраиваться встречи с чтением стихов, с явным политическим колоритом. Среди несогласных творцов делились И. Бродкий, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский. Коммунистическая власть стала применять политические меры воздействия, обвиняя неугодную советскую интеллигенцию в антисоветской деятельности, которая опасна для власти. В 1960 – е годы произошел суд и ссылка над Бродским. Из Союза писателей был исключен, а в дальнейшем репрессирован Солженицын. В 1973 г. в «Письме вождям Советского Союза» писатель предлагал власти отказаться от марксистской идеологии и развернуть «старое русское знамя, отчасти даже православную хоругвь». Его творчество с патриотически-православной позиции вызывало массу дискуссий и осуждений. Его творчество было заклеймененно как антисоветское, Солженицын был лишен советского гражданства и выслан за границу. [5]

Осенью 1958 года Борис Леонидович Пастернак получил Нобелевскую премию по литературе во многом благодаря «Доктору Живаго». В одно мгновение этот роман в Советском Союзе посчитали «клеветническим» и порочащим достоинство Октябрьской революции. На Пастернака оказывали давление по всем фронтам, из-за чего писатель был вынужден отказаться от премии. Пастернак получил Нобелевскую премию по литературе 23 октября 1958 года

Известно, что одну из престижнейших литературных наград ему вручили за произведение «Доктор Живаго» с формулировкой «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». До этого на Нобелевскую премию среди русских писателей номинировался только Иван Бунин. А кандидатуру Бориса Пастернака в 1958 году предложил сам французский писатель Альбер Камю. К слову, Пастернак мог выиграть премию с 1946 по 1950 года: он ежегодно числился в кандидатах в это время. Получив телеграмму от секретаря Нобелевского комитета Андерса Эстерлинга, Пастернак ответил в Стокгольм такими словами: «Благодарен, рад, горд, смущен». Многие друзья писателя и деятели культуры уже начали поздравлять Пастернака. Однако весь писательский коллектив крайне негативно отнесся к этой награде. [1]

Чертой диссидентства стала эмиграция. Миграция для советского общества стала многочисленным явлением после революционных событий 1917 года. В основе нее лежали многие факторы от национального до социально-политического. Эмиграция стала проявлением диссидентства, как фактора не согласия с существующей моделью власти. Эмиграцию можно условно разделить на добровольную и принудительную. Вторая всегда была инициированная властью, в качестве «выдворения» из страны. Однако, оказавшись на Западе, диссиденты продолжали антикоммунистическую деятельность. [3] Цель изоляции диссидентов от советского общества также была мало эффективна, так как полностью оборвать контакты с Западом

практически было невозможно. Находясь в эмиграции, диссиденты не прекратили свою творческую деятельность . они издавали свои труды, устраивали выставки, проводили пресс-конференции. Многие основали свои собственные издания, газеты, журналы. [2] Известны такие фигуры В. Буковский, А. Зиновьев, В. Максимов, А. Солженицын. Но создав особую диссидентскую среду на Западе, они сформировали достаточно противоречивую идеологию по вопросам отношения к СССР. Среди них также начинаются споры и дискуссии.

Однако, среди современной историографии по-прежнему нет однозначной исторической оценки данных изданий, в частности по вопросам использования и поддержки их западными спецслужбами в борьбе с «советским режимом и коммунистической идеологией».

Рассматривая эмиграцию, существует понятие «внутренняя эмиграция». К ней относятся категории людей, которые по своим идейным позициям разошлись с официальной идеологией, но открыто это не демонстрировали, а выбрали путь «ухода» в иную среду, чтобы меньше ощущать собственную моральную неудовлетворенность реальностью. Для внутренней эмиграции были характерны внутреннее несогласие с властью и невозможность обрести статус «настоящего эмигранта». К проявлением внутренней эмиграции, с определенной оговоркой можно отнести произведения контркультуры и представителей «андеграунда». Представители контркультуры выражали своими произведениями и взглядами позицию нонконформизма в обществе. [1]

Для борьбы с диссидентами в КГБ был создан 5 отдел. Это важно отметить, поскольку это лишний раз подчеркивает, что проблема диссидентства в СССР была серьёзный, поскольку пришлось создавать целый отдел на базе КГБ. С другой стороны на определенном этапе развития государственности у КГБ появилась реальная необходимость в развитии диссидентского движения. [4] Ведь этот Пятый отдел фактически мог существовать только при наличии диссидентов, и победа над ними означала автоматическое окончание работы данного отдела. Это важно понимать, поскольку это характерная черта советской действительности и советского аппарата управления. Людей назначают в пятое отделение, им назначается для работы целое направление внутри страны. То есть у людей появляется реальная власть. Как только они победят диссидентов, то есть выполнят ту задачу, ради которой и создавался отдел, их расформируют, а людей вернут на другие должности в другие отделы, которые работают по своим нормам и правилам, и где эти люди уже не будут обладать той властью, которая у них есть здесь и сейчас. Профессор Фурсов, например, говорит о том, что примерно половина всех диссидентов в СССР стучали друг на друга в КГБ. Поэтому при острой необходимости и желании работать, КГБ Советского Союза мог уничтожить диссидентское движение достаточно быстро и безболезненно. [6] Но таковой была Советская реальность и советская система управления, когда нежелательные элементы были вредны для государства, но борьба с ними противоречила интересам правящих кругов.

Литература.

1. Амальрик А.А. Записки диссидента. — М.: Слово, 1991

2.Большой энциклопедический словарь, М: АСТ,2005

3.Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России 1938-2002, М,2003

4. Буковский В. «И возвращается ветер»…: Письма русского путешественника. — М: Демократическая Россия, 1990.

6.Хлудова Л.Н. Основные тенденции социально — экономического и политического развития стран Западной Европы и США.Армавир,2008

7.Шубин А.В.Преданная демократия.СССР и неформалы(1986-1989), М,2006