Проблемы ксенофобии и экстремизма в школе

Малкова Н. В. Проблемы ксенофобии и экстремизма в школе // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 94-97. —

URL https://moluch.ru/archive/166/45374/

Российское государство по своим историческим, вековым традициям основам является многонациональным. И в Российской империи, и в Советском Союзе и в современной Российской Федерации сосуществовали разные культуры, которые интегрировали между собой, оказывая нравственное значение на российский народ. Такая тенденция позволяла привить молодому поколению идею единого российского начала.

В современных условиях, на фоне последствий экономического кризиса, политической нестабильности создаются предпосылки для различного рода конфликтов, на почве межнациональной розни.

На сегодняшний день стали актуальны такие проблемы как – «ксенофобия, экстремизм, терроризм».Проблема ксенофобии на протяжении уже многих лет является одной из самых сложных проблем российского общества. Преступления на почве ненависти — наиболее яркие проявления ксенофобии. С появлением Федерального закона № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» и особенно после внесения в него поправок такие преступления все чаще стали называть «экстремистскими», а деятельность по предотвращению преступлений ненависти — «профилактикой экстремизма». [1, c. 5]

В природе ксенофобии лежит естественный страх перед неизвестным. Зарождается она зачастую в условиях взаимной информационной изоляции, сообществ среди не знающих чужих обычаев людей. Потому, для того, чтобы ксенофобия не развивалась, человек должен быть информирован о жизни «чужих» для него людей.

Интересно, что при личном знакомстве установки часто меняются к лучшему, люди узнают друг о друге, и страх перед неизвестным отступает. Ксенофоб может избирать в качестве объекта приложения своей ненависти и евреев, и китайцев, и сексуальные меньшинства, и представителей иной субкультуры, достаточно того, что перед ним «чужой» (инакомыслящий). В современности ксенофобия стала не единичным примером, а массовым тотальным явлением, под влияние которого попадает молодежь. В школе все чаще распространяются идеи значения национального признания. Ученики объединяются чаще не по школьным интересам, а по национально — этническому признаку в группы. Причины этому кроются,даже не в детях а в их родителях, которые навязывают

ребенку определенною модель поведения, например «это свои, вы должны держаться вместе». [4,c, 3-4] Также можно рассматривать социальные и психологические причины. Все чаще в школах появляются дети,которые плохо говорят и понимают по — русски. Такие ученики появились с конца 2015 года, в связи событиями в с Сирии. Соответственно, надо хорошо продумать, как первым делом обучить таких детей русскому языку, грубо говоря, под натаскать их, чтобы они соответствовали требованиям программы, а потом уже отправлять в общий поток.

Экстремизм и терроризм – смежные понятия Экстремизм — организованная сила, эксплуатирующая страхи и объединяющая возбужденных этими страхами и ненавистью людей в различного рода ячейки и группировки. Экстремизм — Причинение вреда человеку на национальной, религиозной, политической или социальной почве, политическая деятельность, направленная в итоге на изменение государственного строя, разрушение государственной целостности, отделение какого-либо народа, нации или группы населения

В современной России с тала распространяться одна из глобальных проблем – «проблема международного терроризма», которая актуальной стала в молодежной среде. Распространение молодежного экстремизма в России стало одной из острейших проблем. Растет количество преступлений, наблюдается уход молодых людей в подпольные организации, происходит подмен истинных ценностей ложными идеалами. существенные различия. Под ксенофобией обычно понимаются различные проявления интолерантности (нетерпимости) по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие». Сам термин ксенофобия как раз и означает страхи, настороженность и недоброжелательство (т. е. фобии) к чужим. Частным случаем ксенофобии является этнофобия (или этнофобии) — страхи, направленные как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознании конгломерата «чужих» народов (например «кавказцев», «южан», «инородцев»). [2,c.49]

Молодежь рассматривается как большая социальная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления.

Молодежная среда, в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки, является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Молодежная группа в силу своих возрастных и психологических особенностей, более уязвима к

втягиваю в негативные ситуации: эмоциональная возбудимость, неумение сдерживаться, отсутствие навыков в разрешении даже несложных конфликтных ситуаций, то все указанное выше может привести к проявлениям экстремизма как форме девиации. В молодежной среде быстро распространяются радикальные взгляды, склонность к деликвентному поведению.

Рассматривая данные понятия необходимо понять основные причины, которые приводят к таким последствиям.

* рост экономического неравенства людей;

* социальные и национальные противоречия;

* несовершенство законов;

* слабость правоохранительной системы;

* неэффективность прежних ценностных идеалов людей и отсутствие новых и т.п. [5 c. 145-156]

Большую роль играют также личностные факторы такие, как деформация системы ценностей, «нездоровая» среда общения, преобладание гедонистических ориентаций над социально полезными, неадекватное восприятие педагогических воздействий, «застревание» на определенных фазахличностного развития, неумение выстраивать перспективу будущей (взрослой) жизни. Роль семьи велика в продукцировании как нормального, так и отклоняющегося поведения. В последние годы в России появилось и получило развитие новое научное направление, за которым закрепился термин семейная криминология, в рамках которой изучаются причины преступности в семейной сфере и обусловленное ими экстремистское поведение, а также реакция общества на то и другое в целях уменьшения преступности.

Молодежный экстремизм может проявляться в неустойчивых взглядах на происходящие события в стране, в нарушении предписанных и общепринятых норм, в осознанном вступление в «сомнительные организации и группы». [3 c. 136]

Для профилактики экстрима и ксенофобии в молодежной среде можно привлечь систему образования. Так в системе образования ребенок проводит большую часть своего времени. Да и кто муже образовательный социальный институт является агентом социализации личности. Говоря о школе, безусловно, детальность должна вестись в пропедевтической воспитательной работе, которая проводится как система воспитательных мероприятий с учениками. Большое значение отводится учителям предметикам, которые на своих уроках должны воспитывать чувство гражданской идентичности, основанное на признании себя представителем единого народа России.

Очевидно, что воспитание патриотических чувств – социальная потребность современного российского общества. Укрепление и поддержка чувства национального достоинства – комплексная работа, включающая в себя духовно-нравственное воспитание, формирование гражданского сознания и национального самосознания, исторического мышления. Воспитание толерантного сознания предполагает соблюдение ряда условий, среди которых – уважение достоинств каждого человека, право на сохранение индивидуальности; изучение других людей, понимание их, интерес к ним; акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторах. Можно провести цикл бесед по темам: День народного единства, — Фестиваль дружбы народов, «Победа, сохранившая Святую Русь», проведение классных часов, бесед, лекций, дискуссий:- «Явление экстремизма в молодежной среде»;- «Твой правовой статус».

Предотвратить негативные последствия экстремизма, ксенофобии возможно только сообща и в единстве, как правовых, так и образовательных социальных институтов. Особая роль, в которых отводится родителям, которые выступают примером для своих детей.

Средний и старший школьный возраст есть тот период в развитии подростка, когда усиливается эмоциональный дисбаланс между ведущими категориями, определяющими социальный порядок в мире, происходит фиксация альтернативы «мы-они» и вырабатываются стратегии поведения с «чужими». Именно в этот период определяется вектор ксенофобического мышления, и закладываются его основы. Средний и старший подростковый возраст являются той демаркационной линией, перейдя которую часть наших сограждан так или иначе попадает во власть жесткой альтернативы «мы-они» и ксенофобических установок. Опыт разных стран показывает, что соответствующим образом построенное образование является важнейшим фактором, который позволяет направить большую часть подростков по пути непредубежденности и открытости миру. Развитие мировоззрения, в основе которого лежит осознание общности человечества и формирование отношения к «другому» не как к «чуждому», а как к «ближнему» главный шаг по пути преодоления ксенофобии и насилия в нашем обществе. Именно эту цель преследуют разрабатываемые нами гуманитарные психологические технологии. И хотя начинать профилактику ксенофобии необходимо и эволюционно выигрышно для человечества на самых ранних этапах развития ребенка, основное внимание следует уделять детям среднего и старшего школьного возраста. [3, c. 201] Наши исследования показали, что именно в этом возрасте происходит формирование ксенофобических установок. Кроме того, на протяжении нескольких лет в нашей научной и практической деятельности по разработке гуманитарных психологических технологий мы получали

постоянные доказательства того, что ксенофобические установки имеют наибольший потенциал позитивного изменения. При ответственном выполнении выше перечисленных пунктов реабилитации установок толерантности в общественном сознании с уверенностью можно сказать, что с течением времени ксенофобия отступит от сознания масс.

Литература

1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.)

2. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности. — На пути к толерантному сознанию. — М., 2000.

3. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность — дорога к миру. — М., 2001.

4. Братченко С.Н. Образование: ненасилие, толерантность и гуманистическая экспертиза. // Век толерантности. — 2001. № 3 – 4.

5. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании. — СПб., 2003.